Решение Capcom выпустить Breath of Fire 4 на PC нельзя не назвать странным. Владельцы "персоналок" в основной своей массе не имеют ни малейшего представления о содержании предыдущих трех серий, тем более что консольная версия четвертой вышла аж три года назад, став последней ролевой игрой для PSOne, и лишь в феврале текущего года на свет появилась Breath of Fire 5: Dragon Quarter. Но, судя по Final Fantasy или Grandia, подобные нюансы мало беспокоят японские компании. К тому же, при тщательном исследовании истории сериала выявился следующий оригинальный факт: Breath of Fire 4 считается приквелом по отношению к предыдущим частям.
Neverending story
Системные требования
Pentium 233 МГц
64 Mб памяти
3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium II 350 МГц
64 Mб памяти
3D-ускоритель
Рассказывать об истории игровой вселенной мне не придется, поскольку действие начинается, так сказать, с чистого листа, да и раскрывать финал незачем. Главным героем является некто "Ryu" (на старте ему можно дать любое другое имя), внезапно потерявший память и обнаруженный принцессой из страны Wyndia по имени Нина. В сопровождении своего верного друга Крея она направляется в западную империю Фоу, чтобы отыскать пропавшую сестру Элину. Нападение дракона приводит в негодность их весьма оригинальное средство передвижения — sandflier. Крылатая девушка вынуждена заняться поисками запасных частей, обнаружить по дороге в ближайший город "Ryu" и взять его с собой. В это же самое время рядом со столицей империи, Чедо, пробуждается бог Фоу-Лу, по совместительству — первый император династии Фоу, когда-то основавший само государство.
Собственно, сюжет — одна из сильнейших сторон BoF 4, имеющей все предпосылки для того, чтобы удержать возле монитора ярых ненавистников консольных ролевиков. Распутать сложные взаимоотношения между империей и восточными королевствами, изобиловавшие в прошлом кровопролитными войнами, узнать об ужасной судьбе Элины, выяснить, кто и зачем призвал в этот мир Фоу-Лу, и откуда взялся протагонист... Иногда авторы даже отдают нам на попечение 60-уровневого первого императора, пока он бредет в Чедо.
В путешествии можно собрать в одну компанию шестерых различных персонажей, которых разрешено прокачать до 50-го уровня. Кое-кто из них обладает уникальными возможностями взаимодействия с окружающей обстановкой. Нина умеет летать, Крей — передвигать тяжелые предметы, Эршин — при необходимости долбить железной головой, а главный герой — опять же, если понадобится, вышибать из NPC деньги и орудовать мечом. Не забывайте об этом, иначе концовки вам не видать.
Ролевая система, на первый взгляд, кажется донельзя примитивной. Персонажи имеют четыре показателя: "Power" (сила удара), "Defense" (уровень защиты), "Ловкость" (влияет на возможность парировать и контратаку), а также "Wisdom", — от него зависит сила заклинаний и количество "action points". Повышаются они автоматически при получении уровня.
Куда более интересно сделана система скиллов. Бой в японских ролевых играх — это целый спектакль с применением различных спецэффектов, множества заклинаний и боевых приемов. Как раз последние-то и являются предметом планирования развития подопечных. Ассортимент варьируется от простейших огненных атак и ударов повышенной мощности до сложных комплексных приемов, которые можно объединять в комбо.
Умениям персонажей учат повстречавшиеся мастера и, как ни странно, монстры. Если во время боя выбрать опцию "Guard" и просто парировать удары противника, не исключено, что использованным им приемом овладеет один из членов партии. Отличительный признак изучаемых скиллов — голубая надпись с названием, возникающая при их отражении (если находиться в режиме парирования удара). Полученные умения можно передавать товарищам на отдыхе, но для этого потребуется специальный предмет Aurum (слиток золота?).
С учителями все гораздо сложнее. Во-первых, их еще надо отыскать. Когда мастер согласится "курировать" одного из персонажей, то выделит партии свой первый навык, заодно высказав требования для дальнейшего обучения. Тут может быть все, что угодно: найти 120 разных предметов, нанести повреждений на 10000 очков за один ход, вырастить 20 фей (об этом ниже), пробыть в мире игры 50 часов (к слову, я прошел ее за 30), побывать в шестистах схватках или познакомиться с более чем сотней разновидностей врагов. Все это требует неимоверных затрат энергии и времени, но результат зачастую стоит того. Кроме того, беря уроки у определенного преподавателя, герой получает какой-либо бонус. К примеру, Khan дарит своим "студентам" возможность воскресать после гибели с одним хит-поинтом.
Магические заклинания также объединяются в комбо, образуя более сложные комбинации. Например, если первый персонаж сотворит простое огненное заклятие, а второй — заклятие, относящееся к школе ветра Typhoon, то последнее преобразуется в более мощный Thunderstorm, соединяющий в себе силу атаки сразу нескольких стихий. Нужно лишь следить за скоростными показателями героев, поскольку первое заклинание должно быть произнесено более быстрым персонажем. Сочетания же следующие: за огнем идет ветер, за ветром вода, за водой земля и снова огонь. Некоторых монстров можно уничтожить лишь магией определенной стихии; особенно принципиален этот момент для финальных побоищ, где без хорошего пожара не обойтись. Есть и забавные нюансы, когда монстра усиливает или ослабляет лишь определенный элемент. В конце за такого дадут больше/меньше опыта. Попробуйте ради интереса поджечь лесной пенек.
Но самым интересным умением является превращение в драконов. Доступно оно лишь "Ryu" и Фоу-Лу, постепенно постигающим формы трансформации во все более мощных и разнообразных крылатых "динозавриков". У данного состояния есть неоспоримое преимущество — значительное увеличение числа хит-поинтов и доступ к мощнейшим атакующим приемам. Увы, но платить придется катастрофически уменьшающимся числом "action points". Когда они иссякнут, персонаж снова обретет человеческий облик.
Важная составляющая Breath of Fire 4 — обилие мини-игр. Не все они одинаково хороши; честно говоря, большинство и вовсе способно с легкостью разочаровать поклонников традиционных для PC RPG. Нас заставляют откармливать местного пьянчужку, запускать механизм дамбы, растаскивать бочки по складу, заниматься погрузочными работами, сбрасывать пиратов с мачты за определенное время, оперировать лазерами и заниматься другими не слишком приятными вещами. Почти на каждой локации встречается какая-либо задачка, и хорошо еще, если это испытание для головного мозга, а не спинного.
Особенно непривлекательным оказывается поиск семи драконов, — приходится возвращаться к уже исследованным территориям. Один из них находится среди ничем не примечательной груды камней в мини-игре с корабликом, а другой — в скрытой локации мини-игры "Полет на sandflier'e". Советую внимательно прислушиваться к болтовне NPC. Конечно, эти действия можно и не совершать, однако тогда вы не получите возможность контролировать "Ryu", обращенного в Kaizer Dragon, что делает финальную схватку практически непроходимой.
В числе прочих выделяются две мини-игры, являющихся опциональными, но позволяющих значительно облегчить партии жизнь. Первая — рыбалка. С помощью найденной удочки и манков кое-где (fishing spots) можно поймать разнообразных обитателей водного мира. Проблема в том, что бедные животные совершенно не желают расставаться с жизнью, в отместку остервенело терзая вашу любимую клавиатуру. Право, не каждый решится до онемения пальцев долбить по курсорным клавишам, чтобы сломить сопротивление особенно зарвавшейся рыбины. Улов идет в пищу, но лучше отыскать специальных торговцев, которые выменяют на него редкие предметы и артефакты. Хотя обойтись без них — проще простого.
Вторая забава — более дружелюбная и приятная для мозгов "стратегия"; необходимо "взрастить" деревню фей и не дать погибнуть популяции этих существ. Для начала требуется освободить их земли от довольно мощных монстров и босса. Затем вам предложат полный контроль над дальнейшим развитием поселения. На первых порах обеспечьте население едой, — отправьте жителей с максимальной выносливостью (EN) охотиться и работать в поле. Кроме того, самые сильные феи должны расчистить территорию и отстроить дома, — в них заселяются новые обитатели, а назначение сооружения выбирается игроком.
Таким образом, можно получить вполне полезные здания: магазин оружия и предметов, гостиницу, биржу по спекуляции золотом (Aurum), бюро поиска вещей, бараки, казино и страховую компанию (страховой полис позволяет погибшему в бою персонажу снова воскреснуть). К приведенному списку добавьте еще концертный зал и студию живописи (рекомендуется для фей с высоким показателем SL). При их возведении повышается культурный уровень деревни, что, в свою очередь, отражается на ассортименте товаров.
Следует также учитывать характер новоселов. Ленивых фей (Lazy) лучше всего отправлять на поиски в самые опасные регионы, где они могут пропасть, — вместо них родятся новые и, быть может, более трудоспособные особи. Фей-стахановцев (Diligent) надлежит прикреплять к тем участкам, где требуется максимальная производительность. Оптимальный же вариант для отщепенцев (Odd) — магазины, но тут нужно помнить о показателе образованности (KN). Войска, по идее, должны иногда помогать партии в бою, однако мне за всю игру ни разу не повезло.
Внешний вид Breath of Fire 4 донельзя скромен. Даже в 2000 году его сочли бы устаревшим, а сегодня… Мало кого привлекут низкокачественные текстуры, спрайтовые персонажи и монстры (в полигоны облачили лишь нескольких боссов), как и отсутствие полноценной поддержки акселераторов. Высокое разрешение также никоим образом не влияет на, скажу прямо, низкую привлекательность игры. Прошлогодняя Grandia 2 смотрится намного симпатичнее. Только сильная сюжетная линия заставляет закрывать глаза на недостатки. Спасибо хотя бы за возможность достаточно часто сохраняться.
Кроме того, я более чем уверен, что обладателям РС не понравится чрезмерная продолжительность боев. Спецэффекты (они же спецприемы) оставляют приятное впечатление лишь поначалу, "перемотка" отсутствует. Исключение составляют лишь особые ролики с участием драконов, да и то половину из них почему-то все равно заставляют смотреть. Последняя стычка длилась полтора часа (!) реального времени. Система же вполне традиционна для японских RPG — она пофазовая, т.е. в начале хода партии отдаются приказы, а затем совершаются те или иные действия с участием всех находящихся на ратном поле бойцов, в зависящем от скоростных показателей порядке.
Портирование произведено достаточно качественно, однако ошибки все же встречаются. Однажды игра отказывалась работать до тех пор, пока я не отключил поддержку FSAA. На английский язык переведены лишь тексты. Правда, никаких речей и не слышно, одни маловразумительные вопли перед атакой. Но почему заставка и финальные титры остались на японском языке — большой вопрос. Некоторые сцены попросту вырезали, дабы избежать рейтинга "Mature". Нас лишают удовольствия лицезреть не только обнаженных Нину и Урсулу, но и куда более важные для понимания сюжета моменты, вроде обезглавливания императора. (ИНФОРМАЦИЯ ВЗЯТА С САЙТА www.ag.ru)